Когда мысли обретают формы
105082, г. Москва, ул. Бакунинская, дом 69, строение 1
с 10-00 до 19-00, СБ и ВС — выходной
 
   
 

Проектирование музеев

Любой музей, независимо от его специфики, является сложный многофункциональный организмом, из-за чего возникает необходимость коллегиального проектирования, которое производится в соответствии с тремя основными частями одной программы:

  • Функциональную программу, тематическую и научную содержательность экспозиции разрабатывают сотрудники музея, имеющие необходимый опыт и знания в данной отрасли;
  • Пространственно-планировочным и функционально-технологическим решениями занимаются архитекторы;
  • За образное воплощение экспозиции музея отвечают художники.

Процесс проектирования здания музея происходит поэтапно:

Первый этап: подборка авторского коллектива, определение специфики музея, тематической структуры экспозиции, а также научной концепции развития музея, как на ближайшее время, так и на перспективу. В течение первого этапа разработки проекта строительства музея определяется ориентировочный состав и площадь помещений, ведется разработка вариантов градостроительного размещения, архитектурного решения и художественно-образной направленности.

При разработке архитектурного решения архитектор должен учесть не только функциональную специфику музея, но и экономические, социальные условия строительства, требования потенциальной аудитории — ее реальные возможности и запросы.

Архитектурное и художественно-образное решение формируется одним из двух вариантов:

Репродуцированием сложившихся пространственных стереотипов, за счет использования традиционных решений, или же поиском объемно-пространственной организации, которая основывается на новых технологических возможностях, в некоторых случаях кардинально отличающейся от устаревших стандартов. Это обусловлено постоянным прогрессом науки и техники, что приводит к дифференциации конкретных условий реализации проекта и возникновению предложений нового формата восприятия.

В основе работы над созданием проекта строительства музея лежит комплексное изучение экспонатов и коллекции в целом, динамики роста новых поступлений, количества и состава потенциальных посетителей, а также специфики видов деятельности.

Второй этап: составление задания на проектирование. В этот период разрабатывается архитектурная, конструктивная и технологическая части проекта, включая генеральное решение оформления экспозиции и смету затрат. Регламентация «Задания» должна быть максимально детализирована, чтобы обеспечить участникам проектирования принятие взаимообусловленного решения.

Третий этап: разработка тематико-экспозиционного плана, рабочей документации архитектурно-строительного проекта и эскизного проекта оформления экспозиции. На третьем этапе производится детализация и уточнение первоначального замысла, происходит взаимоувязка вопросов комплексной программы, включая архитектурные, технологические и художественные аспекты.

Четвертый этап: воплощение проекта в жизнь. На заключительном этапе производится возведение музея согласно утвержденному проекту и стандартам строительства общественных зданий. При этом проводятся: земляные, строительные, монтажные и пусконаладочные работы, внутренняя отделка помещений, благоустройство прилегающей территории, устройство автостоянок и т.п.

Проектирование музея основывается на его специфики деятельности, так например архитектурное исполнение музея-заповедника кардинально отличается от этнографического, а объемно-пространственная организация историко-архитектурного музея не имеет ничего общего с концепцией организации музея под открытым небом и т.д.

Решающими факторами, которые определяют величину музея, являются состав, и количество фондов, динамика поступлений. Немаловажное значение при расчете полезной площади проектируемого здания имеет степень посещаемости музеев в данном городе, а также численность населения.

При проектировании здания музея должны быть тщательно продуманы пути передвижения посетителей, для этого необходимо соблюдать принцип максимального разделения основных потоков: маршруты посетителей вновь прибывших и тех, которые уже ознакомились с экспозициями. Но все же разрабатывая проект строительства музея необходимо помнить об основном предназначении данного объекта – это хранение коллекций, организация постоянной экспозиции, научно-исследовательская работа, устройство выставок, культурно-просветительная деятельность. Поэтому проектом должны быть предусмотрены все эти моменты, дабы обеспечить музею эффективное функционирование.

Состав и взаимосвязь помещений зависят от направленности деятельности музея, но нижеприведенные функциональные зоны присущи основной части музейных зданий.

Сюда входят основные, вспомогательные и обслуживающие помещения, которые представляют собой:

  1. Экспозиционные залы;
  2. Лекционные залы;
  3. Фондохранилища;
  4. Подсобные помещения;
  5. Вестибюли и гардеробные;
  6. Административные и рабочие помещения;
  7. Лаборатории и мастерские;
  8. Технические помещения.

Проектом строительства на территории музея может быть предусмотрено наличие библиотеки, зоны отдыха, помещения для проведения кружков, сувенирных киосков, магазинов, буфетов, курительных и других помещений.